Владивостокский метрополитен

Город будущего

Какой он, Владивосток будущего, для которого и метрополитен не красивая сказка, а насущная необходимость?

Если рассматривать Владивосток около 2060 года, года 200-летия со дня его основания, то это, пользуясь сегодняшней терминологией, город федерального значения, часто называемый восточной столицей России. Его население более 1,5 миллионов человек. Территория нового Владивостока включает в себя нынешние Владивостокский и Артёмовский городские округа, а также южную часть Надеждинского района Приморского края. При сохранении районного деления город поделён по крайней мере на 9 районов: Ленинский, Фрунзенский, Первомайский, Первореченский, Советский, Артёмовский, Уссурийский, Островной и Надеждинский.

Но город расширился не только за счёт суши, но и за счёт моря.

Грунт, выработанный при строительстве тоннелей метрополитена, использован для отсыпки искусственной суши в акватории Амурского залива — бухтах Безымянной и Кирпичного завода. При строительстве новых линий планируется отсыпать аналогичным образом территории в бухте Бражникова и гавани Приморской железной дороги. Для города, испытывающего дефицит свободной земли для массового строительства, такое решение является выходом.

Подробнее о насыпных территориях.

На Русском острове на берегу пролива Босфор Восточный открыт филиал Владивостокского морского порта в Поспелово. Там расположился дополнительный контейнерный терминал и два универсальных терминала. К порту Поспелово через мост с мыса Токаревского, совмещённый с мостом Владивостокской кольцевой автомобильной дороги, протянулась и железнодорожная линия, имеющая также ответвление на побережье бухты Новик, к новому железнодорожному вокзалу станции Русский Остров — некоторые поезда дальнего и пригородного сообщения следуют до неё.

В новом Владивостоке есть и два сухих порта: один в Артёмовском районе, существующий с 2010-х годов, другой в Надеждинской производственной зоне к северу от полуострова Де-Фриз. В ней расположены преимущественно предприятия пищевой и лёгкой промышленности, складские помещения, несколько офисных зданий и бизнес-центров. Нефтебаза из долины Первой речки перенесена в район сегодняшнего золоотвала, и нефтяные танкеры заходят теперь в бухту Промежуточную. Севернее бухты Горностай построено первое метродепо и Управление Владивостокского метрополитена.

В Первомайском районе продолжают работу судоремонтный и судостроительный заводы.  На базе завода «Радиоприбор» создано предприятие по выпуску точного оборудования. Изменения произошли на полуострове Назимова, где открыто несколько производственных предприятий и офисных центров. Проектируются Шевелёвский деловой район севернее бухты Муравьиной и «Владивосток-Сити» на насыпных территориях в Амурском заливе. Научно-технологические парки действуют на Русском острове и в Академгородке.

Полностью реконструирован район Первой Речки: с сопки Корейской к морю спускается бульвар. Над железной дорогой и трамвайной линией он проходит по совмещённому пешеходно-автомобильному мосту. При продолжении на насыпные территории его протяжённость составит почти 1,5 километра. 80% зданий (в основном пятиэтажные и девятиэтажные панельки 1960-х — 1970-х годов) на улицах Хабаровской, Амурской, также некоторые на Народном проспекте и Жигура снесены и заменены более комфортными и уютными домами в 5, 8, 12 и 16 этажей. То же самое сделано на ул. Кирова, Енисейской на Второй Речке и ул. Интернациональной, Черёмуховой и частично Калинина на Чуркине. Есть планы по сносу и строительству аналогичных домов на ул. Гризодубовой и Марины Расковой.

На ул. Борисенко и прилегающем районе между Спортивной и трамвайным депо обустраивается «Новый Центр». Всё длиннее становится проспект 200-летия Владивостока на побережье Уссурийского залива. Активное жилищное строительство ведётся на недавно присоединённых территориях Надеждинского района. Там же расположилась станция  высокоскоростной железнодорожной магистрали, по которой можно уехать в Приамурье или Китай (и дальше в западную часть России). Вообще, во Владивостоке действуют четыре железнодорожных вокзала — на станциях Владивосток, Русский Остров, Угольная и Надеждинская. и три автовокзала: Центральный в районе Второй Речки, Южный на Русском острове и Северный — в Артёмовском районе. На пригородных поездах без пересадки можно добраться до аэропорта Кневичи, Партизанска, Находки, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Лесозаводска, Арсеньева, Большого Камня, Фокино и Пограничного.

Из городских видов транспорта следует отметить трамвайные линии, проложенные преимущественно по выделенным полосам, в том числе по эстакадам и тоннелям. Трамвай является наиболее удобным транспортом для подвоза пассажиров к станциям метро, а на отдельных участках, например, Народном и Океанском проспектах, его можно даже отнести к метротраму. Трамвайные маршруты пролегают по районам Бухты Тихой, Зелёного Угла, Чуркина, Минного Городка, Рабочей, Первой Речки, Снеговой Пади. С труднодоступными районами на сопках станции метро и узловые остановки наземного транспорта связаны автобусными маршрутами малой вместимости. Троллейбусы и часть автобусов заменены электробусами. Также осуществлён проект фуникулёра №2 ещё 1960-х годов, связывающий Гайдамакский сквер с улицей Славянской и Нагорным парком. На склонах некоторых сопок сооружены уличные эскалаторы и лифты. Действует несколько маршрутов морских прибрежных сообщений.

Владивостокская кольцевая автомобильная дорога охватывает историческое ядро города — в её состав включены ранее построенные дороги от Канала до Русского моста, объездная трасса, соединяющая Русский остров с низководным мостом Седанка — Де-Фриз, и новая магистраль, проложенная по берегу Амурского залива от Седанки до совмещённого автомобильно-железнодорожного моста с Эгершельда на остров Русский. На некоторых участок она проходит по эстакадам над морем. Но с отсыпкой искусственной суши ВКАД в ряде мест стала своеобразной границей, отделяющей «старый» город от нового. Для облегчения связи между ними через дорогу строятся надземные и подземные пешеходные переходы.

Новый автомобильный мост перекинулся и через бухту Новик — его появление значительно сократило время поездки жителей южной части Русского острова до кампуса университета и центральной части города по суше. Автобусные и электробусные маршруты связывают посёлки Экипажный, Шигино, Подножье, Рында и другие со станциями метро «Аякс» и «Университет» и железнодорожным вокзалом на станции Русский Остров. По мосту также открыто пешеходное движение. Появление моста там было весьма кстати — южный берег бухты Новик постепенно застраивается новыми микрорайонами, планируется продлить туда Находкинскую линию метро, а позднее и Уссурийскую линию. Несмотря на подготовку к созданию в бассейне реки Русской, впадающей в бухту Воевода, нового водохранилища, остров продолжает развиваться главным образом как научно-образовательная и рекреационная зона — никаких крупных промышленных предприятий, за исключением района Поспелово, здесь размещать не планируется.

Обсуждается вариант создания большого лесопарка на склонах горы Русской. В районе Второй Речки разбит большой Парк Победы. Среди других новых парков нужно назвать Северный лесопарк в районе Второй Речки, Академический парк в Академгородке, Парк «Чёрная Речка», Поспеловский лесопарк, Парк «Остров Елены». Последний занимает почти весь остров Елены и пользуется огромной популярностью у горожан и гостей города. Кроме того, на острове Русском действуют несколько новых набережных на берегах бухты Новик и на берегу пролива Босфор Восточный. В Уссурийском районе построено две набережных: на берегу бухты Горностай и севернее бухты Укреплённой. Прогулочная аллея с видовыми площадками растянулась вдоль улицы Босфора на Змеинке. По Океанскому хребту (Богатая Грива) оборудована для пеших и велосипедных прогулок «тропа здоровья». Подобное сделано и  между несколькими фортами Владивостокской крепости на полуострове Муравьёва-Амурского.

На острове Русском работает киностудия. Поскольку киноиндустрия и индустрия равзлечений в целом проделала большой путь за последние 40 лет, то у владивостокцев есть выбор не только из старых видов искусства. Например, доступны «театры полного погружения», где в одиночку или группами можно окунаться в искусственно создаваемую реальность (и участвовать в её создании). Подобные технологии применяются повсеместно и всё шире. Но и более привычное никуда не делось и продолжает развиваться: всегда открыты двери Музея естественной истории в Академгородке или Дворец науки и техники там же, второй корпус Океанариума (первый находится на реконструкции) на полуострове Житкова, Культурный центр в долине Первой речки. В конце концов можно посетить стадион, библиотеку, один из многочисленных кино-концертных или развлекательных комплексов, либо отправиться в аквапарк (каковых в городе пока пять).

В сравнении с первыми десятилетиями XXI века медицина тоже шагнула далеко вперёд, поэтому жителям города в большинстве случаев нет нужды ехать на лечение в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск или за границу. В каждом районе города действует многопрофильный медицинский центр. К услугам жителей не только города, но и всего российского Дальнего Востока более сотни поликлиник, больниц, профилактических и специализированных центров и лабораторий. Заводы по массовому производству биоматериалов, современных протезов и имплантатов также недавно были открыты во Владивостоке, что способствовало их удешевлению и сделало более доступными для конечного потребителя. Можно прогнозировать в ближайшие годы рост средней продолжительности жизни владивостокцев. К сожалению, человеческая жизнь всё ещё конечна, и последний приют горожане могут найти на одном из трёх действующих кладбищ: Первореченском, Новоартёмовском или Уссурийском. Тут стоит упомянуть, что в городе работает восемь родильных домов.

Нельзя утверждать, что Владивосток 2060 года не испытывает никаких проблем: есть определённые трудности во всех сферах, но так или иначе многие из них удаётся либо успешно разрешить, либо как-то сгладить негативные последствия. Из таких трудностей можно назвать проблему водоснабжения новых районов на Русском острове (для её решения возводится новое водохранилище), недостаточную энергообеспеченность отдельных частей города на материке. Всё ещё присутствуют проблемы с транспортной доступностью на северо-востоке (туда планируется построить четвёртую ветку метро). Не везде можно назвать благоприятной экологическую обстановку. Сохраняется напряжённость с доступностью поликлиник, школ и детских садов (строители не поспевают за ростом численности населения), однако в новых микрорайонах они строятся в большем количестве, и жители старых районов часто стараются переселиться туда. Удерживает многих от этого шага лишь отсутствие в ряде из них станций метрополитена.